Михайлов Дмитрий Сергеевич

Глава Спировского района

График приема граждан
Нормативно-правовая база

Постановление Правительства Тверской области от 7 июня 2017 г. N 173-пп
 "Об утверждении перечня местностей Тверской области, удаленных от сетей связи, на территории которых пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных"

Постановление Правительства Тверской области от 7 июня 2017 г. N 172-пп
 "О Перечне отдаленных или труднодоступных местностей Тверской области, на территории которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовую технику"

 

Нормативно-правовая база поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Малый и средний бизнес в последние годы становится все более важным элементом в экономике, обеспечивающим активный рост объемов производства, занятости и доходов населения. Поэтому создание правовых, экономических и организационных условий для развития бизнеса является на сегодняшний день одной из важнейших задач всех уровней власти.

На сегодняшний день в Российской Федерации приняты и действуют ряд законодательных и нормативных актов, призванных повысить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии общества, в том числе активизировать их инновационную деятельность, среди которых наиболее важными являются следующие:

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последними изменениями от 20 марта, 21 апреля, 3 мая, 11, 18, 19, 25 июля 2011 г.)

2. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (с изменениями от 4 декабря 2006 г., 13 мая 2008 г., 30 октября 2009 г., 28 декабря 2010 г.)

3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.).

4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от        1 декабря 2007 г., 29 апреля, 30 июня, 8 ноября 2008 г., 17 июля, 27 декабря 2009 г., 5 апреля, 8 мая, 29 ноября 2010 г., 1 марта, 27 июня, 1, 11, 18 июля 2011 г.)

5. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».

6. Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития»(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009№340-ФЗ, от 29.12.2010№437-ФЗ)

7. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации"

8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями от 3 июня, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 23 июля 2008 г.).

9. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

10. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

11. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

12. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

14. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изменениями от 23 декабря 2010 г.)

15. Федеральный закон от 7 марта 2011 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им финансовой поддержки"

16. Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

17. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"

18. Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности».

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 79 «Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства».

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами».

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства».

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. N 961 "О предельных значениях и сроке рассрочки оплаты находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, применяемых при реализации ими преимущественного права на приобретение такого имущества"

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1102 «О реализации дополнительных мер по государственной поддержке субъектов малого предпринимательства».

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613 «О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» (с изменениями от 18 августа 2007 г., 19 ноября 2008 г., 27 января 2009 г.).

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства».

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (с изменениями от 5 октября 2007 г., 17 марта 2009 г.).

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования».

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».

34. Постановление Правительства РФ от 1 октября 2010 г. N 781 "О мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта».

35. Приказ Минфина Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 154н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения».

36. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года (Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1).

Одним из основных документов, регулирующих порядок осуществления деятельности малых и средних предприятий (далее – МСП), является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятый 24 июля 2007 г., и ставший нормативно-правовой основой дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства.

Закон определяет основные понятия, используемые в сфере регулирования отношений по развитию МСП, понятие субъектов МСП, инфраструктуры поддержки субъектов МСП, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с этим законом к субъектам МСП в Российской Федерации отнесены хозяйствующие субъекты – юридические лица и индивидуальные предприниматели, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующих предельных значений:

  • микропредприятия – до 15 человек;
  • малые предприятия – до 100 человек включительно;
  • средние предприятия – от 101 до 250 человек включительно.

Финансовые ограничения (выручка) отнесения к каждой из указанных категорий предприятий установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556, в котором указаны следующие предельные значения выручки: 60 млн. руб. для микропредприятий, 400 млн. руб. – для малых и 1 млрд. руб. – для средних предприятий.

В результате чего Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» обеспечил сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза - основным внешнеэкономическим партнером России, выравнив критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к МСП. Основываясь на мировом опыте, показывающем, что не менее важным для эффективного развития экономики является среднее предпринимательство, новый закон как видно регламентирует и эту сферу. Таким образом, законодательно закреплен новый термин «среднее предпринимательство».

Необходимо отметить, что Федеральный закон № 209-ФЗ в отличие от ранее действовавшего Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.), более четко определяет организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, он исключил из их числа государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые и ранее не могли быть малыми предприятиями, поскольку все их имущество находится в государственной или муниципальной собственности соответственно. Кроме того, закон закрепляет возможность получить статус субъекта МСП для одной из форм некоммерческих организаций - потребительского кооператива, что в Федеральном законе от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ не было предусмотрено. Следовательно, можно констатировать, что Федеральный закон № 209-ФЗ уточняет перечень организационно-правовых форм субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон регулирует гораздо более широкую сферу общественных отношений. Во-первых, как уже отмечалось, его действие распространяется на субъекты не только малого, но и среднего предпринимательства. Во-вторых, новый закон регулирует основы взаимодействия субъектов МСП не только с органами государственной власти (федеральными и региональными), но и с органами местного самоуправления, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, составляющими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Федеральном законе № 209-ФЗ определена цель по формированию нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечению конкурентоспособности МСП, развитию субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличению общего числа действующих субъектов малого предпринимательства, доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Также, в Федеральном законе № 209-ФЗ закреплены основные принципы по разграничению полномочий органов власти разных уровней по развитию МСП, гармонизированы критерии сектора малых и средних компаний, обеспечен равный доступ субъектов малого предпринимательства к государственной поддержке, и создан механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.

Впервые для региональных органов власти полномочия по развитию МСП выделены как самостоятельные, а местные органы смогут поддерживать предприятия среднего бизнеса. Одновременно с конкретизацией полномочий закреплена нормативная база, направленная на формирование региональных и муниципальных перечней целевого имущества для нужд МСП. Также впервые определение «микро» дано и средним предприятиям, снят предельный уровень численности работников малых предприятий для отраслей промышленности.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления законом предписано оказывать поддержку субъектам МСП в области инноваций и промышленного производства за счет обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП. К таким организациям отнесены технопарки, центры коммерциализации технологий, технико-внедренческие и научно-производственные зоны.

Эти же принципы содействия малым формам предприятий подчеркнуты и в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 октября 2006 г. № 613. В программе особо выделено, что при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для оценки квалификации участников дополнительным преимуществом может стать привлечение малых научных организаций на условиях субподряда.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать условия для привлечения субъектов МСП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства, способствовать созданию акционерных и закрытых паевых инвестиционных фондов. Кроме того, им предписано оказывать содействие патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 753 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства» определены органы исполнительной власти, на которые возлагается обязанность по разработке мер поддержки субъектов МСП, включающих разработку соответствующих ведомственных целевых программ в установленной сфере деятельности. В число таких органов исполнительной власти входят Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.

Согласно статье 15 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства и муниципальные заказчики вправе осуществлять такое размещение заказов.

Таким образом, Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает случаи, когда государственный заказчик обязан размещать заказы у субъектов малого предпринимательства и случаи, когда он лишь вправе это сделать. При этом обязанности размещения муниципальных заказов у субъектов малого бизнеса не предусмотрено.

В развитие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для расширения доступа субъектов малого предпринимательства к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» определены особенности участия в указанных поставках субъектов малого предпринимательства. Следует заметить, что из обозначенных в данном постановлении работ, услуг только одно можно отнести к инновационной сфере: интеллектуальная и материальная продукция, услуги по исследованиям и разработкам, нефинансовые нематериальные активы.

С принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнившего статью 65 Федерального закона № 94-ФЗ частью 21, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать два миллиона рублей до установления Правительством Российской Федерации начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства.

Федеральным законом от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» поддержка МСП возложена на Внешэкономбанк посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку МСП. Согласно утвержденному распоряжением Правительства от 27 июля 2007 г. № 1007-р меморандуму о финансовой политике Внешэкономбанка последний предоставляет гарантии, поручительства и кредиты кредитным организациям и юридическим лицам, осуществляющим поддержку МСП, в порядке, утверждаемом наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Срок кредитования субъектов МСП составляет более двух лет. Размер предоставляемого кредита – не более 150 млн. руб. Сумма гарантий, поручительств и кредитов, предоставленных Внешэкономбанком в целях поддержки МСП, учитывается при расчете показателей и лимитов:

  • максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков не должен превышать 25% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
  • совокупный размер крупных рисков не должен превышать 800% размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов);
  • поддержку субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
  • развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;
  • реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

В отличие от ранее действовавшего законодательства статья 7 Федерального закона № 209-ФЗ к мерам поддержки относит также меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов МСП при осуществлении государственного контроля (надзора).

Статья 7 Федерального закона № 134-ФЗ устанавливает, что в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации. Кроме того, названный закон четко определяет процедуру проведения проверок, а также права предпринимателей в процессе их проведения, устанавливает основания для привлечения должностных лиц и органов государственной власти к ответственности за нарушения, допущенные в ходе проведения мероприятий по контролю (надзору).

Статья 13 Федерального закона № 134-ФЗ закрепляет права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю. Так, должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено законодательством;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Взамен данного закона вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Закон уточняет порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного и муниципального контроля (надзора), их права и обязанности, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Самое главное, на что обращает внимание данный закон - законодатели сократили количество проверок и их продолжительность. Так, плановые проверки будут проводиться не чаще, чем один раз в три года.

Новеллой Федерального закона № 294-ФЗ является предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям с 1 января 2011 года права направлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в соответствующей сфере уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 27 Федерального закона № 294-ФЗ).

В дополнении к инструментам поддержки МСП 15 мая 2008 г. был выпущен указ Президента Российской Федерации № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства в целях преодоления административных барьеров», под которыми понимаются трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, при осуществлении предпринимательской деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 образована правительственная комиссия по развитию МСП. В Постановлении отмечается, что решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для реализации органами исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79 были утверждены правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП.

Правила определяют порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей), и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов МСП осуществляются Федеральной службой государственной статистики путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ.

Формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Состав статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральная служба государственной статистики через свои территориальные органы обеспечивает субъекты МСП, подлежащие выборочному статистическому наблюдению, бланками форм федерального статистического наблюдения на безвозмездной основе.

Малые и средние предпринимательства - получатели поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления будут вноситься в реестры, создание которых было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358 «Об утверждении Положения о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами», которое также определяет порядок ведения реестров и устанавливает требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами.

Помимо вышеперечисленных документов, создание системы прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий отражено также в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, в которой отмечается необходимость оказания финансовой поддержки инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы, в частности, «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, названного в Стратегии одним из основных элементов системы государственной поддержки малых инновационных предприятий.

Кроме этого, указывается на формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности.

При этом, отмечается также, что малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. При выполнении всех поставленных в Стратегии задач прирост числа малых инновационных предприятий должен составить к 2015 г. – 100-120 единиц в год. При этом удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий к 2015 г. составит 1,1-1,5 %.

Последние годы характерны тем, что большее внимание уделялось формированию комплекса мер стимулирования развития инновационного малого бизнеса.

Государственная политика направлена на создание инфраструктуры коммерциализации РИД создаваемых государственными научными и образовательными учреждениями посредством создания малых инновационных предприятий. Решение указанной задачи обеспечивается Федеральным законом от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее – Закон № 217-ФЗ).

Нововведение Закона № 217-ФЗ заключается в разрешении бюджетным научным учреждениям и созданным государственными академиями наук научным учреждениям, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, и созданным государственными академиями наук высшим учебным заведениям (далее – научным учреждениям) создавать (являясь учредителем, в том числе совместно с другими лицами) хозяйственные общества без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Данный механизм соответствует положительному зарубежному опыту, который показывает нам возможность коммерциализации РИД посредством построения подобных структур в вуза и научных учреждениях, передав им права на РИД на основе лицензионных договоров.

В связи с принятием Закона № 217-ФЗ были внесены поправки в ряд законов, чтобы обеспечить правовую базу создания бюджетными научными и образовательными учреждениями коммерческих хозяйственных обществ целевого назначения. Изменены следующие законы:
- Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Федеральный закон от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО);
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

В развитие данного направления Правительство РФ приняло ряд постановлений, направленных на государственную поддержку инновационного развития научного и образовательного сектора:

  • от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях профессионального образования», утвердившее «Положение» о государственной поддержке, о выделении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) на эти цели финансовые средства на 2011 и 2012 годы;
  • от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования» - определены правительственные гранты в размере 12 млрд. рублей на период 2010-2012 г.г. для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских вузах;
  • от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства» - предусмотрены субсидии на реализацию совместных проектов по созданию высокотехнологичного производства;
  • от 21 августа 2010 г. № 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества» - касается вопроса льготного размещения малых предприятий в помещениях, находящихся в федеральном управлении, устанавливая для них 40-процентную арендную плату в течение первого года работы, 60-процентную – в течение второго и 80-процентную – на третий год деятельности.

Целью создания хозяйственных обществ и предметом их деятельности определено практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности, которые включают в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям – государственным научным и образовательным учреждениям.

Основной принцип закона № 217-ФЗ заключается в том, что указанные результаты интеллектуальной деятельности должны быть предметом вклада в уставный капитал учреждаемого хозяйственного общества, вносимые на основе лицензионного договора на передачу права использования результата интеллектуальной деятельности.

Лицензионный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте (кроме договоров на передачу права использования программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), селекционные достижения). При оформлении лицензионного договора следует руководствоваться положениями «Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы….», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 321. В нем также приведен порядок консультации, указан телефон, по которому можно оперативно выяснить со специалистом вопрос, касающийся регистрации лицензионных договоров. По вопросам, ответы на которые требуют системного анализа и/или совокупного применения норм законодательных актов, необходимо обращаться письменно. Данный документ размещен на официальном сайте Роспатента www.rupto.ru или www.fips.ru.

Актуальным является вопрос создания механизма экономического (налогового) стимулирования для инновационных малых предприятий. В виду специфики из деятельности разработка специальных льгот необходима, в особенности для малых предприятий научных и образовательных учреждений в целях оказания последним в создании и развитии инновационной инфраструктуры.

19 июля 2007 г. принят Федеральный закон № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности», вступивший в силу с 1 января 2008 г. Внесенные изменения расширяют налоговые льготы в области внедренческой деятельности научных и иных организаций. Так, в соответствии со статьей 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача (отчуждение) исключительных прав на ИЗ, ПМ, ПО, Пр. для ЭВМ, БД, ТИМ, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора.

Кроме того, не подлежат налогообложению:

  • выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
  • выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:
    • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
    • разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
    • создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

В развитии направления данного закона 7 июня 2011 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в котором уточняется порядок учета расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, определяется перечень статей расходов, относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций, предоставляется право формировать в налоговом учете резерв предстоящих расходов на НИОКР, с 1 января 2011 года предусмотрено предоставление льготы по налогу на имущество организаций сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации.

Для субъектов МСП актуальны такие режимы, как упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Этот специальный режим для МСП регулируется главой 26.2 НК РФ. Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения, закреплен статьей 346.12 НК РФ.

Установленные Законом № 217-ФЗ условия создания хозяйственных обществ подпадают под подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, в соответствии с которым не могут применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.

Однако Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» введены дополнения, в соответствии с которыми данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, учрежденные бюджетными научными и образовательными учреждениями по Закону № 217-ФЗ.

Упрощенная система налогообложения предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

При упрощенной системе налогообложения (статья 346.16 НК РФ) малые предприятия могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:
а) приобретение НМА, а также создание НМА самим налогоплательщиком (с учетом положений пункта 3 и 4 настоящей статьи);
б) приобретение исключительных прав на ИЗ, ПМ, ПО, Пр. для ЭВМ, БД, ТИМ, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных РИД на основании лицензионного договора;
в) патентование и (или) оплату услуг по получению правовой охраны РИД, включая средства индивидуализации;
г) научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, а именно (пункт 1 статьи 262 НК РФ): создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, а также на формирование Российского фонда технологического развития, иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»;
д) связанные с приобретением права на использование Пр. для ЭВМ и БД по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), включая расходы на обновление Пр. для ЭВМ и БД.

По налогу на прибыль организаций в качестве меры, направленной на уменьшение сроков окупаемости инновационных проектов, налогоплательщикам предоставлено право использовать специальный коэффициент к основной норме амортизации (но не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. Для стимулирования отчислений в Российский фонд технологического развития и иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР увеличивается лимит расходов в форме отчислений на формирование указанных фондов с 0,5 до 1,5%.

Примером создания благоприятных экономических условий работы инновационных малых предприятий, служит недавно принятый Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково». Принятые меры носят целенаправленный характер и распространяются исключительно на организации, которые приобретут статус участника инновационного центра «Сколково».

Данные организации получают существенные налоговые льготы, такие как:
а) освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 4 статья 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей организации;
б) освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в течение десяти лет со дня получения ею статуса участника проекта в соответствии с указанным Федеральным законом (статья 145.1 НК РФ). Организация утрачивает право на освобождение при условии, если совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с главой 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил один миллиард рублей, превысил 300 миллионов рублей, с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли;
в) освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль организации в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ (пункт 3 статья 246 НК РФ) в течение десяти лет со дня получения организацией статуса участника проекта.

Анализ действующих законодательных и нормативных актов за период с 2005 г. по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что в России заложены законодательные основы для расширения деятельности МСП и предпосылки для их инновационной направленности. Однако оценивать их эффективность и результативность за данный период не представляется возможным, учитывая, что большинство документов были приняты в последние два года. Имея в виду практику развитых стран по переходу на инновационную модель экономического роста, с трудностями которого, вопреки громадным финансовым средствам используемых на эти цели, сталкивается Западная Европа, указывают на то, что переход на инновационный путь развития по своей сложности и комплексности вполне сравним с переходом от административно-командной системы к рыночной экономике. Инновационный путь развития пронизывает все аспекты социально-экономического развития общества и предполагает необратимые изменения экономической и социальной политики государства, поэтому является всеобъемлющим и достаточно длительным процессом.

Дата создания материала: 06-10-2017. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *